Главная / Статьи / Золото раскрывает характеры /

Золото раскрывает характеры

Недавняя поездка корреспондента «Вестника вахтовика» в Екатеринбург оказалась богатой на встречи с интересными людьми. Одна из них состоялась в Берёзовском, с любителем истории русского золота, представителем горняцкой династии предпринимателем В.А. Лобановым. Сейчас он разрабатывает «историческую жилу» русского золота.

Говорят, деньги только увеличивают достоинства или недостатки их обладателя. Так, похоже, и золото в полную силу раскрывает характер человека, соприкоснувшегося с ним. По крайней мере, даже в музее золотодобычи, который организовал Валерий Анатольевич, посетители еле сдерживают эмоции. Приходят и приезжают сюда в основном школьники. И самая доступная для детей часть музея – небольшая учебная шахта местного горноспасательного отряда. Именно здесь размещены стенды с фотографиями, выставлены образцы инструментов старателей и горного оборудования, стоят в полный рост фигуры подземного «населения» шахты.

Для серьезных туристов постарше возможен спуск в настоящую шахту Берёзовского золотодобывающего предприятия, на глубину 512 метров, где можно потрогать руками золотоносную жилу. По поверью, это гарантирует снятие порчи «безденежья». А еще иногда здесь, прямо на берегу реки Берёзовки,  проводится мастер-класс по старинным методам промывки россыпного золота. Некоторые участники успевают почувствовать, что такое золотая лихорадка, и лишь потом «везунчикам» (успевшим иногда повздорить из-за находки) объясняют, что они намыли всего лишь пирит – «золото дураков».

Именно здесь, в Берёзовском начиналась настоящая  золотодобыча России. Вернее, тот её период, который почти 200 лет назад вывел нашу страну на 1 место по добыче золота в мире. До 1814 года считалось, что на Урале можно добывать только рудное золото, хотя еще в 18 веке  М.И.Ломоносов  теоретически обосновал связь россыпного золота с коренными месторождениями вдоль северных рек. На практике это доказать было некому.  Но как часто бывает, другой гений словно услышал эту идею великого учёного. 30-летний мастер золототолчейной фабрики в чине похштейгера, Лев Иванович Брусницын  открыл золотосодержащие пески на всех приисках в окрестностях Екатеринбурга. Далее его промышленная технология  добычи россыпного золота внедрялась повсеместно не только в России, но и в Калифорнии и на Аляске, доставшихся вскоре почти даром Америке. Несломленный каторжным трудом, Лев Брусницын освоил горную науку и разработал новую для того времени технологию золотодобычи.  Механизированный поточный способ Брусницына позволил увеличить добычу золота в России в сотни раз, а изобретенный им промывочно-амальгамационный станок  позволил отделять от песка и более мелкие фракции золота. Что немаловажно, на его станке расход завозимой из Испании ртути был минимальным. В 1823 году по его методу  мыли золото уже более  чем на двух тысячах российских приисков. Кроме увеличения количества перспективных месторождений, добыча золота обходилась теперь в четыре раза дешевле. Это было особенно важно для страны, истощенной войной с Наполеоном. Так российский золотой рубль к середине 19 века стал самой твёрдой валютой.

Увековечение памяти забытого героя Отечества Льва Брусницына, не имевшего при жизни ни славы, ни денег,  – основной проект, над которым работает сейчас Валерий Анатольевич. Усилиями его добровольных помощников была найдена заброшенная могила Брусницына в Екатеринбурге, лишённая в советское время даже православного креста.  На деньги семьи Лобанова была исследована и составлена родословная героя, которая помогла найти наследников. Пра-пра-правнучка Льва Брусницына, жительница Санкт-Петербурга Ольга Толмачёва разрешила вскрытие могилы для эксгумации и пластической реконструкции внешнего облика по останкам. Так появились портрет и бюст Брусницына, получено разрешение на перезахоронение его в Берёзовском и установку памятника на могиле.  Именем Брусницына планируется  назвать духовно-просветительский центр при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. И эта работа продолжается. Всё больше энтузиастов понимают величие дел скромного Льва Брусницына. Хотя, по большому счёту, считает Валерий Анатольевич,  без открытий Брусницына не быть бы Екатеринбургу столицей Урала, центром православия, культуры и науки. 

…Через полгода после смерти Брусницына, в июле 1857 года,  «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали небольшой некролог, в котором были такие слова: «…Мы же думаем, что он сошёл в могилу истинным благодетелем тех, кто благоразумно воспользовался его открытием – и надеемся, что со временем имя Брусницына займёт почётное место в истории нашей промышленности. И капиталы, возрождения которых он был виновником, дадут процент на сооружение памятника Льву Ивановичу Брусницыну».

Очень хочется верить, что идеи В.А. Лобанова и его помощников получат, наконец, всемерную поддержку властей. Верится так же, как и 150 лет назад в это верили люди, понимавшие значение  вклада Брусницына в золотодобычу России.

Э.Таранова

Опубликовано в номере № 19 (Июль 2013)