Главная / Статьи / Из истории профессии каменщика /

Из истории профессии каменщика

 

  С давних пор искусство зодчества и ремесло строителя были в большом почете на Руси. Ведь без массового строительства жилых, общественных зданий и сооружений прочего назначения невозможно представить себе ни одну развитое государство. Именно поэтому еще с древних времен в России было построено множество замечательных произведений архитектуры, многие из которых, к сожалению, не сохранились до нашего времени. Тем более что длительное время большая часть зданий строилась из дерева, которое само по себе является недолговечным строительным материалом. Однако постепенно каменное строительство вытеснило деревянное, один архитектурный стиль сменялся другим – и весь этот процесс шел непрерывно, делая историю русского зодчества уникальной и неповторимой. 

  Свободные ремесленники-строители, состоявшие на учете в Приказе каменных дел, (Каменный приказ – одно из центральных правительственных учреждений России 16 –17вв.,  ведавшее казенным каменным строительством, производством и заготовкой стройматериалов и набором рабочей силы для строительных работ), считались «записными». Когда возникала необходимость в принудительном наборе, «записных» вызывали в первую очередь, чаще всего в Москву, а оттуда они направлялись на место строительства. Московские каменщики направлялись даже на такие отдаленные стройки, как Тобольск, когда там в начале 80-х годов XVIII в. развернулась реконструкция каменного Софийского собора. «Записные» пользовались некоторыми привилегиями, например, освобождались от налогов или тягостной обязанности «постоя» — содержания в своем жилище посыльных служащих или военных.
Профессия каменщика была весьма распространена в XVII в. Только в Москве было зарегистрировано 40 дворов каменщиков, которые жили главным образом в Темериной слободе за Яузой. Как правило, каменщики были заняты на многочисленных государственных стройках, но в свободное от набора время мастера имели право на частные заказы, которые обычно оформлялись коллективными договорами на 2 — 3 лица. В поисках приработка они подряжались на строительство каменных зданий, а также на заготовку глины для кирпичных сараев, кладку печей, выделку изразцов и т. д. Вначале практика частного подряда существовала как дополнительное подспорье, но постепенно стала основным занятием подмастерьев. Так подмастерья каменных дел из «записных» стали превращаться в подрядчиков-предпринимателей.
Обширные строительные работы вызывали трудности с мастерами-строителями, нехватка которых в XVI в. весьма ощутима. Известно, например, что, когда весной 1596 г. царем Федором Иоанновичем уже была утверждена смета и строители приступили к закладке фундаментов, в Смоленск был направлен Борис Годунов, но оказалось, что строителей не хватает.  Царь послал своих людей во все города, повелев им найти каменщиков и отправить их в Смоленск для каменного и кирпичного дела.

  В связи с тем, что почти вся работа выполнялась вручную, большое значение имело обеспечение строек вспомогательными неквалифицированными рабочими. Необходимо было заготавливать бутовый камень, строительный лес, сырье для производства извести и кирпича. Все эти материалы нужно было доставить к строительной площадке. Большого числа рабочих рук требовало рытье и заполнение котлованов под фундаменты, подноска кирпича, извести и т. п. Вместе с тем, требовались и квалифицированные рабочие - профессионалы. Широкое распространение в строительном деле в XVII в. получила система ученичества. К опытным мастерам Приказа каменных дел прикреплялись ученики — дети преимущественно из казачьих семей и семей строителей. Система обучения заключалась в том, что опытные мастера помимо своей основной работы обязаны были учить «мастерству доброму», показывая «дела свои в ученьи явно» и ничего не скрывая.
  Не только ученики были приставлены к мастерам, но и сами мастера нередко были откомандированы на дальние стройки, чтобы там руководить строительством и одновременно обучать местных рабочих. Так, весьма эффективно использовали «присыльных» московских мастеров в развитии каменного дела в Сибири, где система ученичества энергично внедрялась с первых шагов каменного строительства. Например, налаживание каменного строительства в Верхотурье происходило путем переброски тобольских мастеров. Очевидно, посланные мастера не хотели жить в Верхотурье, они всячески скрывали свои знания, хотя было известно, что у себя в Тобольске они «многие тысячи» кирпича обожгли. Только весной 1699 г. из Москвы прибыла группа мастеровых в составе 21 человека (Сибирский приказ направил 23 человека, но один из них по дороге сбежал, а другого верхотурский воевода отослал назад как «неумеющего в каменном строении»). Прибывшим мастерам вменялось в обязанность не только производить строительные работы, но и обучать местных жителей, из которых воевода должен был выделить учеников, наказав им «работать, и учиться со всяким рвением». Тому же, кто выучится, «будет ево великого государя милость и за работу казенный корм».
В XVII в. отмечается некоторая стабилизация экономики страны. Это позволило предпринять довольно крупные работы по строительству и укреплению городов. Так, в 40 — 50-е гг. XVII в, сооружаются дорогостоящие оборонительные линии, в том числе Белгородская черта для защиты от крымских татар, которая протянулась с северо-востока на юго-запад более чем на 800 км. К этому времени в России, не считая Украины и Сибири, было 226 городов, в большинстве из которых проживало сравнительно немного посадского населения. В Ярославле, Новгороде, Костроме, Вологде, Пскове и других было по несколько десятков тысяч человек, а в Москве — 200 тысяч.

  В связи с активным ростом крупных городов, который продолжается уже не одно столетие, профессия каменщика является необычайно востребованной на рынке труда. Изменившиеся технические средства возведения зданий, появление монолитных каркасов, ускоряющих темпы строительства, не вытеснили ручной каменной кладки. Сегодня люди стремятся придать как крупным жилым и общественным зданиям, так и собственным домам неповторимый облик, поэтому всегда нуждаются в услугах каменщиков и готовы достойно их оплачивать.